Недавно в Париже состоялась выставка цифрового искусства с интересным названием: «Пока все идет хорошо?» (Jusqu’ici tout va bien?). Корреспондент TengriMIX очень хотела посмотреть в проникновенные мультяшные глаза разрекламированного ребенка-робота — визитной карточки выставки — и посетила ее еще в день открытия.
Идея выставки состояла в следующем: представьте, что все люди стали переживать, что человеческая раса исчезнет, роботы и искусственный интеллект заменят ее. По мнению организаторов мероприятия, такой страх подтолкнул бы людей к проведению подобной выставки аккурат перед их исчезновением. И будто через много лет мы — «люди будущего», то есть реальные посетители с билетами в «Центр 104», нашли, наконец, эту выставку в музее, которую нам оставили далекие предки. И вуаля.
По словам одного знакомого коллекционера, который знает французский бюрократизм и строгие требования контроля за государственными дотациями (мероприятие не частное, проводится на деньги налогоплательщиков), ему страшно представить, какое количество разнообразных встреч и собраний должно было быть организовано, чтобы утвердить идею подобной выставки.
Находится «Центр» в 19-м округе Парижа, где живут люди, солидарные с соседями, не претенциозные, не желающие отдавать две трети зарплаты за квартиру в престижном месте. На расстоянии 100 метров от входа я прошла мимо множества пожилых мужчин, спящих на грязных матрасах прямо на земле — это один из беднейших кварталов города.
Пробралась через толпу молодых курящих французов на входе и через благоухающую ярмарку веган-еды, случайно наступила на ногу многодетной маме у бесплатной детской комнаты с эко-деревянными обглоданными детьми игрушками. Потом попала в широкий коридор с курящими охранниками и помойными баками и, наконец, вышла к дижитал-цели моего визита.
Вход на цифровую выставку был обозначен большим дроном, похожим на худого паука. Мини-дисплей с бегущей строкой «Пока все идет хорошо?» напоминал о названии выставки и о стиле диско 80-х годов.
Хотела найти текст про паука, но очень быстро отвлеклась, так как на площадке полностью доминировали живописные хип-хоперы в облегающих латексных костюмах, в меховых комбинезонах-пижамах, с волосами всех цветов радуги, тренирующиеся прямо здесь под взрывы музыки из принесенных усилителей. У каждой группы танцоров усилитель был свой, поэтому шум стоял страшный. В голову пришла традиционная ржавая мысль советских пенсионеров, что-то типа: «Безобразие, нет порядка, почему здесь?..» Прямо рядом с хип-хоперами спокойно и с достоинством ожидали своей очереди посетители выставки. Влюбленные в очередях целовались, дети глазели на танцоров, огромный охранник выставки кому-то кричал по-телефону: «Ну разве это страшно, о, нет, это не страшно». На самом деле все было очень гармонично, шум полностью отошел на второй план, мне стало стыдно за свою первую протухшую реакцию и захотелось присоединиться к этому беспорядку.
В центре площадки было построено огромное нечто из использованных батареек — как замок из сказки.
Еще один экспонат «О чем поют машины» состоял из микрофона, перед которым экран выдавал тексты — видимо, строчки из песен. Искусственный кто-то пел что-то на языке роботов, издавал звуки ненастроенной гитары.
Произведение «Круглая ли Земля» было приятно для восприятия, но совсем не цифровое. Жидкая грязь стекала с большого овала на стене.
Инсталляция из плюющих лазером зеленых шариков напоминала фильмы о космических войнах.
Наконец, робот-ребенок. То есть маленький пластиковый бюст с детскими глазами. Шея двигается, брови поднимаются, глаза проникновенно смотрят в самую душу. Наверное, это олицетворение наших надежд на новые информационные технологии, которые помогут нам почувствовать себя еще человечнее.
Пока я ходила от экспоната к экспонату, хип-хоперы неустанно танцевали вокруг бегущей строки «Пока все идет хорошо?». Мне поверилось, что хип-хоп останется в наследие новым поколениям вместе с новыми технологиями.
Если будущее такое — цифровое, нелогичное, шумное, минималистичное, неуклюжее и трогательное — как эта выставка, то в него, в это будущее, не страшно отправляться. И все-таки, как считают организаторы, человечество не совсем исчезло, а просто переродилось в новую форму существования. В чем-то мы слабы и ограничены по сравнению с технологиями, но мы самодостаточны и верим. А еще нам важны те роботы, которые смогут проявлять эмоции и чувства. И мы, конечно же, нуждаемся в любви.
В общем, как все и всегда во Франции, хочешь или нет, любой сюжет почему-то заканчивается темой любви. Хоть ты про сыр пиши (его делают в форме сердца), хоть про цифровую выставку, всегда в конце материала есть любовь. А значит, все пока идет хорошо.
Автор: Екатерина Сураева