Национальная палата предпринимателей «Атамекен» информирует о вступлении в силу изменений в Правила выдачи индустриального сертификата с 20 февраля т.г.
«Атамекен» выдает Индустриальный сертификат с апреля 2019 года. Учитывая, что это абсолютно новый инструмент Палатой был проведен тщательный анализ не только выдачи, но и применения индустриального сертификата за 9 месяцев 2019 года.
За указанный период была налажена обратная связь от всех участников процесса: от предпринимателей и отраслевых ассоциаций до государственных органов. Собрав мнения сторон Палатой был подготовлен пакет правок в Правила, которые неоднократно выносились на обсуждение с бизнесом и причастными государственными органами.
Новые Правила позволят сделать процесс получения индустриального сертификата более доступным, транспарентным и эффективным. Кроме того, изменения позволят решить проблемные вопросы, с которыми столкнулись предприятия, подававшие заявки на получение индустриального сертификата.
К примеру, в старой редакции Правил не было регламентировано требование к количеству отраслевых экспертов, что приводило к задержкам при получении сертификатов в отдельных регионах. В новой редакции это ограничение снимается за счет внесения пункта об обязательном обеспечении не менее одного отраслевого эксперта в каждой области, городах республиканского значения и столице, в которых расположены действующие предприятия отрасли.
Также, изменения позволили регламентировать взаимодействие отраслевых ассоциаций, экспертов и заявителей. Правилами утверждаются трехсторонние типовые договоры, которые позволяют создать прозрачный процесс взаимоотношений участников выдачи индустриального сертификата и обезопасить предприятия в части неразглашения полученной экспертами информации.
Важным изменением в Правилах стало исключение кодификации ЕНС ТРУ из индустриального сертификата. Необходимо отметить, что индустриальный сертификат является документом, подтверждающим наличие оборудования, мощностей, необходимых для производства группы товаров (к примеру, мебель, кабельная продукция или др.).
В свою очередь, ЕНС ТРУ — это классификатор товаров, работ и услуг, в котором каждый код описывает технические характеристики (марка, материал, размеры и др.) отдельно взятого товара.
Кроме того, справочник ЕНС ТРУ не является государственным или международным классификатором (собственником ЕНС ТРУ является ТОО «Самрук-Казына Контракт»), методология ведения и актуализации данных ЕНС ТРУ является закрытой.
Указанные факторы, а также регулярное внесение изменений в ЕНС ТРУ и включение новых кодов сужали доступ к государственным закупкам отечественных предпринимателей. Кроме того, требовалось постоянное внесение изменений в индустриальный сертификат, что является дополнительной финансовой и временной нагрузкой на бизнес.
Сейчас требование по указанию кодов ЕНС ТРУ исключено и это позволит снять искусственные ограничения для участия в закупках ОТП.
Как известно, в январе на площадке Нацпалаты состоялось расширенное совещание с участием инвалидных организаций со всех регионов Казахстана. Напомним, что индустриальный сертификат выдается и организациям инвалидов, являющихся производителями. Итогом совместного обсуждения стала возможность обслуживания вне очереди инвалидных организаций при рассмотрении заявления о включении в реестр ОТП и анализа состояния производства.
По предложению отраслевых ассоциаций в Правила внесены поправки в части разработки отраслевых критериев для более эффективного проведения анализа состояния производства. На сегодняшний день уже разработаны и направлены на согласование с уполномоченным государственным органом отраслевые критерии в сфере IT, мебельной и легкой промышленностях.
В отношении других отраслей в Правилах заложены нормы, позволяющие разработать и утвердить отраслевые критерии для последующего их применения при анализе производства. Данная мера позволит создать единообразный подход к отраслевому анализу и исключить жалобы от ОТП на завышенные требования при проведении анализа производств.
Также, в соответствии с внесенными изменениями исключается требование к заявителям о предоставлении документов и информации, не относящейся к производству товаров. К примеру, необходимость предоставления сертификатов СМК, участие в выставках и ярмарках и др. Наряду с этим, в новой редакции Правил четко прописаны требования к пакету документов, которые представляют заявители при получении сертификата.
Вступившие в силу Правила содержат в себе нормы, позволяющие осуществлять мониторинг и камеральный контроль процесса выдачи индустриального сертификата по аналогии с выдачей СТ-KZ, что позволит своевременно выявлять нарушения по выданным сертификатам.
Новыми Правилами «Атамекен» наделяется полномочиями на создание электронной системы сертификации. В настоящее время Палата проводит полную автоматизацию всего бизнес-процесса выдачи индустриального сертификата с включением в систему всех участников механизма. За счет цифровизации будет создан системный подход, прозрачность всего процесса и ускорение выдачи индустриального сертификата.
В целом, необходимо отметить, что принятые изменения направлены на создание равных условий и добросовестной конкуренции среди отечественных производителей. Кроме того, новые Правила позволили исключить возможность применения антиконкурентных мер при выдаче индустриального сертификата.