Правительство при участии Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан продолжает разрабатывать комплекс мер поддержки строительной отрасли в сложившейся макроэкономической и геополитической ситуации.
Как отметили в министерстве, особое внимание уделяется мониторингу цен строительных материалов.
Как известно, на себестоимость строительства жилья влияет стоимость строительных материалов, доля которых составляет до 60%.
На сегодня наблюдается медленное снижение цен, например по арматуре на 6%, газоблоку на 3%, стеклу на 17,6%.
В краткосрочной перспективе прогнозируется снижение цен на рынке, в связи с демпингом цен российских материалов. Нам уже поступают сигналы о продаже со стороны российских производителей.
Государством осуществляется постоянный мониторинг на основные применяемые строительные материалы, результаты мониторинга ежеквартально передаются в антимонопольный орган, этим занимается Научно-исследовательский институт КазНИИСА. Если действительно имеются факты необоснованного завышения производителями и поставщиками цен на строительные материалы, принимаются антимонопольные меры.
Предусмотрены сдерживающие меры по регулированию цены на жилье (160-240 тыс. тг за 1 кв.м.) и на социальные объекты (предельные стоимости строительства), строящиеся за счет государственных инвестиций, а также по подведению инженерно-коммуникационной инфраструктуры к объектам частного застройщика, с условием продажи жилья по фиксированной стоимости (220-260 тыс. тенге за 1 кв.м.)
В целом, следует отметить, что Государство не регулирует рынок недвижимости – так как это саморегулируемый рынок, зависит от спроса и предложения населения. Цена его зависит от множества факторов, например, стоимости земельного участка, наличия инфраструктуры, инженерных сетей, месторасположения, спроса среди населения и себестоимости строительства.
В целях удешевления стоимости строительства жилья, нормативно закреплено применение продукции отечественных производителей, в том числе домостроительных комбинатов.
Также разработаны типовые проекты жилых домов, где предусматриваются данные виды продукции.
При массовом применении данных типовых проектов значительно снизится стоимость проектирования, что также повлияет на снижение себестоимости строительства жилья.
Касаемо объектов долевого участия, Министерством совместно с Агентством по защите конкуренции планируется усилить законодательство о долевом участии в жилищном строительстве. Будет предусмотрено усиление ответственности за обход законодательства о долевом строительстве и выявление незаконного привлечения средств дольщиков посредством цифровых технологий, тем самым способствуя созданию более благоприятных условий для всех участников рынка.
По поводу решения жилищных вопросов отдельных категорий граждан:
На сегодня в стране насчитывается свыше 600 тыс. очередников, в числе которых 215 тыс. лиц социально-уязвимого положения. Это многодетные семьи, инвалиды 1 и 2 группы, дети сироты, семьи с детьми-инвалидами.
Из их числа, согласно данным базы Минтруда, определены порядка 70 тыс. граждан с доходами ниже 1-го прожиточного минимума. Это те категории граждан, которые остро нуждаются в решении их жилищных вопросов, учитывая их ограниченные возможности.
Для других категорий граждан будут доступны программы льготного кредитования с учетом их финансовых возможностей.
В целях ускоренного решения вопросов отдельных категорий граждан по поручению Главы Государства внедрен механизм выплаты за аренду жилья в частном жилищном фонде.
Принцип адресной помощи основан на солидарной ответственности граждан:
— 50% будет покрываться за счет государственных субсидий;
— оставшиеся 50% получатель оплачивает самостоятельно.
Отбасы банк, как оператор, будет проверять очередника по критериям нуждаемости в жилье и наличия доходов посредством информационной системы. Прием заявлений начат с 18 апреля. Подробнее о новом механизме выплат за аренду жилья, в том числе о процессе подачи заявок, можно ознакомиться на официальном сайте Отбасы банка https://hcsbk.kz/ru/.
По вопросам приостановления 7-20-25 и программы «Нұрлы жер»
На сегодня, по данным Национального Банка, для реализации программы имеется резерв в 500 млрд. тенге. Программа будет реализовываться до полного освоения средств.
Вместе с тем, учитывая текущую ситуацию, на сегодня в связи с ожидаемым завершением льготной ипотечной программы, сокращения пенсионных изъятий, в качестве альтернативных мер прорабатываем возможность внедрения субсидирования ипотеки.
Ранее реализуемые в программе «Нұрлы жер» мероприятия трансформированы в национальный проект «Сильные регионы – драйвер развития страны».
В связи с чем, льготные программы кредитования через Отбасы банк будут в дальнейшем реализовываться.
В целом, Министерство ведет работу как с профильными ведомствами, так и с профессиональным бизнес-сообществом для того, чтобы определить направления для развития в сложившихся условиях, а также позволит выполнить поставленные задачи Главой Государства по обеспечению качественным жильем и повышению уровня жизни граждан.