Данный вопрос был рассмотрен сегодня на первом заседании Комиссии по земельной реформе под председательством заместителя Премьер-Министра РК Ералы Тугжанова.
В 2016 году Указом Президента Казахстана введен мораторий на действие отдельных статей Земельного кодекса, а именно был предусмотрен запрет на:
— предоставление права аренды на сельхозземли иностранцам, а также лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам;
— продажу в частную собственность и предоставление в аренду сельхозземель совместным предприятиям, имеющим долю иностранного участия в уставном капитале;
— предоставление права частной собственности казахстанцам на сельхозземли;
— отчуждение права аренды земель сельхозназначения без выкупа у государства.
По самым главным и принципиальным вопросам – нормам по иностранцам – Президентом Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаевым 25 февраля 2021 года было принято окончательное политическое решение:
— земли сельхозназначения не будут продаваться в частную собственность и не будут предоставляться в аренду иностранцам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам, юридическим лицам Республики Казахстан с иностранным участием, международным организациям, научным центрам с международным участием, а также кандасам.
Для решения оставшихся вопросов, поднятых на Земельной комиссии в 2016 году, Министерством сельского хозяйства РК с учетом общественного мнения подготовлены проект нового Земельного кодекса, а также ряд изменений в национальное законодательство.
В частности, на сегодняшний день:
— установлен запрет на предоставление сельхозземель в приграничной зоне иностранцам и гражданам, состоящим в браке (супружестве) с иностранцами или лицами без гражданства, с определением расстояния от государственной границы;
— сельхозземли вблизи населенных пунктов отнесены к категории государственных нужд, что дает законодательное основание по их принудительному изъятию для нужд местного населения (выпаса личного скота);
— для усиления государственного контроля за рациональным использованием сельхозземель в 2019 году в Земельный кодекс внесены изменения по использованию данных дистанционного зондирования земли. Таким образом, наряду с результатами систематических наблюдений, наземных съемок, обследований и инвентаризации, для выявления неиспользуемых земель теперь будут использованы результаты космического мониторинга;
— для экономического понуждения к добровольному отказу от неиспользуемых сельхозземель в декабре 2020 года приняты поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие кратное увеличение ставки налога на неиспользуемые сельхозземли с 10 до 20 раз;
— разработан законопроект по совершенствованию государственного контроля за использованием и охраной земель, который предусматривает сокращение этапов проверок и сроков изъятия неиспользуемых сельхозземель с 3 лет до 1 года;
— разработан и внесен в Мажилис Парламента Республики Казахстан законопроект по цифровизации госуслуг в рамках единого государственного кадастра недвижимости, который нацелен на унификацию процедуры предоставления земельных участков, контроль сроков и хода рассмотрения заявок, оформление и согласование выделения земельного участка с госорганами и организациями-монополистами в электронном формате;
— разработана отдельная подробная регламентация порядка предоставления сельхозземель через конкурсы;
— для обеспечения открытости работы конкурсных комиссий в их состав законодательно включены представители общественных советов и объединений. Их должно быть не менее 50% от общего числа членов комиссии;
— законодательно установлен единый типовой договор аренды сельхозземель, с уточнением и усилением обязанностей и ответственности землепользователей;
— установлен порядок мониторинга за рациональным использованием сельхозземель. Первые 5 лет аренды контроль должен осуществляться ежегодно, а в последующем на орошаемой пашне – каждые 3 года, на богарной – каждые 5 лет.
— для решения вопросов предоставления пастбищ для удовлетворения нужд местного населения принят Закон «О пастбищах», который предусматривает разработку и утверждение Планов по управлению пастбищами сроком на 2 года. Мера направлена на перераспределение незагруженных пастбищ организованных хозяйств для обеспечения выпаса скота населения.
При этом, для обеспечения гласности законом предусмотрено участие органов местного самоуправления в разработке Плана по управлению пастбищами. Они заслушивают и обсуждают ежегодные отчеты акиматов по использованию пастбищ, участвуют при рассмотрении вопросов об их перераспределении, а также в реализации Плана по управлению пастбищами, взаимодействуют с пастбищепользователями и объединениями пастбищепользователей.
— в период с 2016 по 2020 годы местные исполнительные органы выявили 15,4 млн га неиспользуемых сельхозземель, из которых 5,4 млн заново вовлечены в сельхозоборот, 5,6 млн возвращен в госсобственность, а по 4,4 млн проводится работа по изъятию через судебные органы.
— с января 2020 года был запущен Пилотный проект по космомониторингу сельхозземель в Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Костанайской и Мангистауской областях. Эти регионы были выбраны не случайно – именно в них отмечалось наибольшее количество жалоб в сфере землепользования.
В декабре 2020 года пробный проект был завершен. По его итогам выявлено 8,3 млн га (в основном пастбищных угодий). В связи с успешными результатами было принято решение о запуске космомониторинга на всей территории республики с 1 января 2021 года.