10 ноября на площадке СЦК вице-министр образования и науки РК Мирас Дауленов, директор департамента высшего и послевузовского образования МОН РК Адлет Тойбаев и председатель Комитета по обеспечению качества в сфере образования и науки МОН РК Гульзат Кобенова рассказали об изменениях в системе высшего образования и принимаемых мерах по повышению качества высшего образования, передает Jana-kezen.kz со ссылкой на сайт Премьер-Министра РК.
Расширение академической самостоятельности вузов
Как отметил Мирас Дауленов, в настоящее время в системе высшего образования Казахстана насчитывается 128 вузов. Из них 56 государственных, 72 частных вузов.
Во исполнение 78 шага Плана нации «100 конкретных шагов» 4 июля 2018 года был принят закон, в рамках которого вузам была предоставлена самостоятельность в:
- определении содержания образовательных программ не ниже ГОСО;
- определении квалификационных требований к преподавателям;
- осуществление образовательной деятельности на основе самостоятельно разработанных норм учебной нагрузки, форм и размеров оплаты труда;
- разработке и утверждении правил приема, перевода и восстановления обучающихся;
- разработке и утверждении правил организации и проведения профессиональной практики и правил определения организаций в качестве баз практики.
Кроме того, вузам было предоставлено право создания филиалов в зарубежных странах, создания эндаумент-фондов, открытия стартап-компаний, а также привлечения дополнительных источников финансовых и материальных средств для осуществления уставной деятельности.
В результате, академическая самостоятельность вузов достигла 85%, а в Реестр образовательных программ внесено 9 999 образовательных программ, которые были самостоятельно разработаны вузами.
Динамично меняющиеся условия развития экономики и человеческого капитала требуют дальнейшего расширения академической свободы вузов.
В связи с этим, министром образования и науки РК А. Аймагамбетовым в августе текущего года анонсирован Антикризисный план развития высшего образования.
Планом предусмотрено 3 основных шага по дальнейшему расширению академической самостоятельности вузов:
- 5 точечных мер по расширению академической свободы;
- 6 быстрых решений в условиях пандемии;
- ранжирование вузов по 4 категориям.
1 шаг предусматривает:
- Внедрение смешанной формы обучения с переводом части дисциплин в дистанционный формат;
- Регламентацию только результатов обучения по дисциплинам ООД, а не определение содержания этих дисциплин (формирование тем в компетенции вузов);
- Отмену ВОУД, так как ВОУД уже не выполняет своей функции по оценке качества образовательных программ;
- Снятие регламентов с этапов проведения докторского исследования и предоставления вузам самостоятельности в определении академической политики по докторским программам;
- Отмену требований по остепененности, штатности и «базового образования» по таким направлениям, как «Информационно-коммуникационные технологии», «Телекоммуникация», «Финансы и бухгалтерский учет», «Журналистика и информация», «Сфера обслуживания (ресторанное дело, туризм)», «Транспортные услуги», «Стандартизация, сертификация и метрология» и по другим не наукоемким направлениям.
Реализация указанных мер потребует внесения изменений в Закон «Об образовании». Министерством инициированы соответствующие поправки.
В рамках реализации 2 шага:
- Отменено требование о соотношении стоимости обучения и стоимости гранта;
- Конкретизировано требование об обеспечении трудоустройства выпускников вуза;
- Сокращена отчетность вузов, в частности исключены зачетные книжки студентов, магистрантов и докторантов, исключены протоколы комиссий, ведомости учета учебного времени преподавателей за каждый месяц/за год, план работы кафедры, протокола заседаний ГАК и др., которые перегружают преподавателей бумажной нагрузкой. Все это может вестись в электронной форме, при этом формы вуз разрабатывает самостоятельно.
Ранжирование вузов по 4 категориям (на международном, национальном, региональном, отраслевом уровнях) как часть проекта Концепции развития высшего образования до 2025 года 8 октября представлена на заседании Совета по повышению конкурентоспособности вузов. Основными критериями для ранжирования вузов являются: а) международная аккредитация; б) уровень трудоустройства выпускников; в) вклад в развитие науки; г) вклад выпускников в развитие страны, региона и отрасли; д) уровень заработной платы преподавателей.
Предусмотрен механизм ранжирования вузов: 1) по полному соответствию их указанным критериям и 2) по частичному соответствию критериям с поручительством акимата, крупных компаний.
Расширение управленческой самостоятельности вузов
Управление вузом осуществляется в соответствии с законодательством и уставом вуза на принципах единоначалия и коллегиальности. Органами управления в вузах в зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности являются наблюдательные советы или советы директоров, или иные органы управления, создание которых не противоречит законодательству. Соответственно, законодательство не ограничивает вузы в выборе видов органов управления.
25 государственных вузов реорганизованы в НАО со 100% участием государства. НАО является некоммерческой организацией, не преследующей в качестве основной цели своей деятельности извлечение дохода и не осуществляющей распределение полученного чистого дохода. Весь полученный доход идет на развитие вуза, в частности оснащение лабораторной базы; повышение заработной платы преподавателей; развитие инфраструктуры вуза.
Во всех вузах со 100% участием государства созданы советы директоров, утверждены структура и штатная численность. Переход вузов в НАО является новым этапом в развитии всей системы высшего образования.
Переход вузов в НАО не повлияет на трудовые отношения вуза и сотрудников, за исключением руководящего состава.
Повышение требований к качеству высшего образования
18 мая 2020 года внесены изменения и дополнения в Типовые правила деятельности организаций высшего и (или) послевузовского образования. Основные изменения предусматривают:
- ежегодные отчетные встречи ректоров вузов с общественностью по вопросам учебной, научно-исследовательской и финансовой деятельности вуза;
- проверку письменных оцениваемых работ обучающихся (курсовые, дипломные работы (проекты), магистерские диссертации (проекты) и докторские диссертации) на предмет наличия заимствованного материала и использования текста с синонимической заменой слов и выражений без изменения смысла (парафраз), включая использование текста переведенного с другого языка. При этом правила и порядок проведения проверки на предмет наличия заимствований определяются вузом;
- в случае лишения (отзыва) лицензии и (или) приложения к лицензии на занятие образовательной деятельностью или ликвидации вуза обучающийся данного вуза переводится в другие вузы для продолжения обучения в течение текущего семестра со дня лишения (отзыва) лицензии и (или) приложения к лицензии и (или) в период летних и зимних каникул (перевод также будет возможен в случае приостановления лицензии, не дожидаясь конца семестра);
- перевод обучающихся из зарубежных вузов осуществляется в вузы, в которых размещен государственный образовательный заказ по соответствующему уровню образования, области образования и году приема и (или) имеющих международную специализированную аккредитацию национальных и (или) зарубежных аккредитационных органов, включенных в реестры и (или) ассоциации аккредитационных органов государств-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по области образования;
- в целях повышения качества образовательной деятельности вуз создает систему внутреннего обеспечения качества, основанную на международных стандартах и руководствах для обеспечения качества высшего и послевузовского образования в европейском пространстве высшего образования;
- основой процесса обучения является академическая честность, реализация которой обеспечивается вузом.
5 мая 2020 года внесены изменения и дополнения в ГОСО высшего и послевузовского образования, которые предусматривают:
- повышение требований к научным руководителям магистерских и докторских диссертаций;
- к руководству дипломными работами (проектами) допускаются преподаватели по профилю и (или) специалисты, соответствующие 8 уровню Национальной рамки квалификации со стажем работы не менее 3 лет;
- возможность подготовки дипломного проекта вместо написания дипломной работы;
- результаты обучения в высшем образовании дополнены необходимостью освоения методов научных исследований, академического письма и способностью применять их в изучаемой области, принципов академической честности;
- общеевропейское приложение к диплому (Diploma Supplement выдается обучающимся бесплатно;
- веден research proposal (документ, подготовленный докторантом и утвержденный вузом в течение первого или второго годов обучения, включающий цель, задачи и методологию исследования, обзор литературы и ожидаемые результаты исследования);
- докторантам предоставлена возможность защитить диссертацию в течение одного года после выпуска на бесплатной основе, а в последующие годы на платной основе в объеме не менее 4 академических кредитов.
Будут также дополнены КВТ, предъявляемым к вузам, в части особых требований к подготовке юристов, медиков, архитекторов, строителей.
Повышение качества при размещении грантов
Размещение государственного заказа проводится Республиканской комиссией, в состав которой входят представители общественных организаций, депутаты Мажилиса, общественные деятели, представители государственных органов и НПП «Атамекен».
В этом году, впервые, к размещению госзаказа не было допущено 36 вузов. Основными причинами недопуска вузов до размещения госзаказа было: предоставление недостоверных данных вузами, неудовлетворительное качество образования, низкий уровень трудоустройства. Во внимание также брался рейтинг НПП «Атамекен» как дополнительный критерий.
В результате, более 53 тыс. грантов были присвоены обучающимся на основе проведенного конкурса — ЕНТ.
Государственной программой развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы было предусмотрено повышение стоимости госзаказа с 1 сентября 2020 года.
Так, увеличены стоимости госзаказа в госвузах с 342,9 тыс. до 955,8 тыс. тенге, в нацвузах с 635,8 тыс. до 1 082,6 тыс. тенге. В докторантуре стоимость госзаказа повысилась с 1307 тыс. до 1 900 тыс. тенге.
Оптимизация вузов
В соответствии с поручением Главы государства Министерством ведется системная работа по оптимизации вузов, предоставляющих некачественное образование.
С начала текущего года профилактический контроль проведен в 26 вузах, до конца года запланировано проведение контроля еще в 5 вузах.
Результаты проверок свидетельствуют о том, что вузами допускаются нарушения законодательства в сфере образования по приему абитуриентов, принятию на работу преподавателей, не соответствующих установленным квалификационным требованиям, в части повышения квалификации преподавателей, планирования педагогической нагрузки, итоговой аттестации обучающихся и др.
По результатам проведенной работы:
Первое. Закрыты 5 вузов. По 2 вузам приняты постановления Министерства о лишении генеральной лицензии. В настоящее время идет процесс обжалования в суде принятых постановлений. Все обучающиеся в установленном порядке переводятся в другие вузы и продолжат обучение. Также прорабатывается вопрос о трудоустройстве преподавателей.
Второе. 25 вузов вернули 60 приложений к лицензиям по отдельным направлениям подготовки кадров. Дополнительно еще 4 вуза вернули 13 приложений к лицензии. И, как следствие, уже сокращается число вузов, осуществляющих подготовку педагогов.
Теперь в случае ликвидации вуза, лишения (отзыва) лицензии или приложения к лицензии на занятие образовательной деятельностью студенты могут переводиться в другие высшие учебные заведения, не дожидаясь завершения семестра.
Отвечая на вопросы журналистов, директор департамента высшего и послевузовского образования МОН РК Адлет Тойбаев сообщил, что в казахстанских вузах на сегодня обучаются более 35 тыс. иностранных студентов.
«В действительности мы предполагали, что количество иностранных студентов в связи с развитием ситуации с коронавирусом изменится. Однако, благодаря всем мероприятиям которые мы совместно с вузами предприняли, данная цифра практически не изменилась. Если мы будем говорить о 2019-2020 учебном годе, то цифра составляла 34 тыс 452 человека – иностранных граждан, обучающихся по Казахстану в вузах. На сегодня эта цифра составляет 35 тыс 146 студентов. Не большой, но прирост у нас есть», — проинформировал он.
По словам директора, это стало возможным благодаря предоставлению возможности обучения дистанционно для тех иностранных граждан, которые не смогли приехать на территорию Казахстана, в новых условиях они обучаются, находясь у себя дома.
«Были у нас граждане зарубежных стран, которые изъявили желание обучаться на территории Казахстана, в связи с отсутствием доступа к интернету у них дома. Мы им обеспечили проживание в общежитиях, то есть они проживают в общежитиях и дистанционно обучаются, им предоставлен интернет и оборудование», — сказал А. Тойбаев.
На вопрос относительно перехода к традиционному формату обучения, вице-министр образования и науки РК Мирас Дауленов отметил, что все будет зависеть от эпидемиологической ситуации в стране.
«Решение принимается с учетом сан эпид обстановки в конкретном регионе, в целом по стране МЗ РК. В данном случае, если говорить об организациях образования, не важно это школа или вуз, то мы в целом готовы к любому формату обучения. Если говорить конкретно по отдельным организациям образования, расположенных в отдельных регионах, находящихся в красной или желтой зоне, то решение по ним будет принимать МВК. Ситуацию меняется буквально ежедневно. Вы видите, что происходит в других странах, какая динамика роста заболеваемости КВИ. Всё это будет решаться с учетом того, насколько регион расположен близко к очагам эпидемиологической ситуации и в зависимости от этого будет приниматься решение», — сказал он.
Председатель Комитета по обеспечению качества в сфере образования и науки МОН РК Гульзат Кобенова проинформировала по ситуации с университетом «Астана».
Это тот самый университет, выпускники которого в текущем году не смогли своевременно получить дипломы, поскольку университет прошел аккредитацию только в августе 2020 года, соответственно, выпускники своевременно не смогли поступить в магистратуру, если у них было такое желание, либо не смогли своевременно сразу же по завершению обучения трудоустроиться.
«Со стороны МОН возникает такой вопрос, в данном университете какова образовательная деятельность, какие есть недостатки. Поскольку есть обеспокоенность со стороны студентов. Судя по нашей информации, этот университет не может относиться к субъектам микропредпринимательства, поскольку в этом университете обучается около 3 тысяч студентов, а согласно предпринимательского кодекса, здесь должно работать не менее 15 сотрудников», — сказала она.
Как заверила Г. Кобенова, в течение года были предприняты две попытки проведения проверки в университете «Астана». Последняя внеплановая проверка, которая планировалась провести по обращению студентов, когда студенты выразили обеспокоенность тем, что они уже перешли на выпускной курс, но у них не назначены научные руководители дипломных работ, поскольку в университете просто напросто к концу предыдущего учебного года не было преподавателей.
На основе этого обращения была зарегистрирована проверка, однако со стороны университета было зафиксировано воспрепятствование проверке, что выразилось просто в недопуске к зданию. Университет привлечен к административной ответственности в виде адмштрафа.
«Вторая проверка планировалась на плановой основе, однако тогда же со стороны университета тоже было отказано, что выразилось в непредставлении документов. И университет тогда тоже был привлечен к адмответственности.В связи с этим на сегодняшний день, как таковой проверки в этом университете не проводились», — добавила Г. Кобенова.