Басты

Европейцы и американцы полюбили нитяные картины алматинки

Нитяная графика, изонить, стринг-арт — это все названия необычного вида искусства — получения изображения нитками на картоне или другом твердом основании. Техника зародилась в Англии еще в XVII веке, и сейчас это искусство знаменито по всему миру. Как выяснилось, такие редкие мастера есть и в Казахстане. TengriMIX расскажет, как художнице из Алматы удалось завоевать любовь иностранцев своим мастерством.

27-летняя Балжан Балташева признается, что рисует столько, сколько себя помнит: в три года мама повела ее в изошколу, в юности она поступила на художника в Казахскую национальную академию искусств, а сейчас создает удивительно теплые картины из ниток.

«После университета я несколько лет работала фотографом, снимала городские мероприятия. Однажды меня пригласили участвовать в экспедиции по Казахстану, она длилась четыре месяца. Вернувшись домой, я захотела заниматься только рисованием. На это меня вдохновила красота нашей природы. Хотелось изобразить все что я увидела: невероятные места, гостеприимство народа. Я занялась рисованием. Потом узнала о нитяной графике, продала свою камеру, чтобы приобрести материалы.  Было страшно, потому что у фотографа есть постоянный заработок, а тут неизвестно будут покупать мои картины из нитки, или не будут. Нитками из семьи никто не интересовался. Разве что мама всегда хотела во мне видеть художника. У нее это получилось», — начинает разговор жительница Алматы.

Балжан Балташева

Четыре года назад девушка решила смастерить необычную картину и искала подсказки в Интернете, как это сделать. Наткнулась на ниткографию. Изучив видеоуроки, она приступила к работе. На деле оказалось, что техника нелегкая. Прежде всего, это трудоемкий процесс, требующий усидчивости, терпения и бдительности. Так, ее первая ниточная картина под названием «Келин шай» готовилась целый год.

«Создать картину меня вдохновила апашка. Всегда хотела ее изобразить. Она сейчас старенькая, но в моем детстве бабушка всюду носилась с пиалами и угощала всех чаем. Казахское гостеприимство. Так, я воплотила свои воспоминания в картине. Рисовала для себя, выложила в соцсети. Люди с теплом отозвались о работе, даже нашлись те, кто захотел ее купить. Пару месяцев этому я не придавала значения, а потом подумала: «Почему бы и нет?» Продала за 100 тысяч тенге», — вспоминает Балжан.

Во второй раз алматинка изобразила бабушку за другими делами: как она раскатывает тесто. И эта картина заинтересовала клиентов. Тогда художница решила превратить свое увлечение в бизнес.

«Если посмотреть в Интернете ниткографию, эти работы какие-то неаккуратные. Я усовершенствовала технологию, облегчила ее и подстроила под себя. Придаю большое значение деталям, чтобы нить ложилась ровно и гладко. Поэтому мои картины выглядят как ковер. Когда люди смотрят, не сразу понимают, из чего и как это сделано», — рассказывает собеседница.

Для основы мастерица использует древесно-стружечную плиту, на ней чертит эскиз, далее на клей выкладывает нитью рисунок.

«Работаю в домашней обстановке. Пробовала разные нитки и нашла такие, которые не расходятся, они специально предназначены для рукоделия. Раз в полгода закупаюсь. Сразу много материала беру разных цветов. Люблю яркие оттенки. В основном строю сюжеты из воспоминаний, из того, что вижу, что радует меня. Например, часто изображаю горы, потому что обожаю быть в наших горах», — подчеркивает Балташева.

На одну картину в среднем уходит неделя работы. Ее размер может составлять от 10 сантиметров до двух метров. Оценивается труд в зависимости от сложности рисунка: от 10 тысяч тенге, в среднем 150 тысяч тенге, а вот самую дорогую Балжан в прошлом году продала за 700 тысяч тенге алматинскому бизнесмену.

«Это был самый большой заказ по размеру: две картины 1,5 на 2 метра. Заказчик просил не изображать людей, животных, только природу. Я так была вдохновлена, что почти за месяц завершила работу, изобразив любимые горы, яблоневые сады и солнечное небо», — говорит художница.

Картина, которую Балжан продала за 700 тысяч тенге

«Иногда с утра встаю и могу три дня не выходить из никуда, сутками не спать, работать. Бывает, месяцами не занимаюсь этим делом, видимо, от вдохновения зависит. Процесс очень трудоемкий, может, даже не тяжелый, но долгий и нудный. Здесь нужна усидчивость. Но я себя особо не утруждаю, устала — отдыхаю. А так, действительно, когда долго сидишь, спина болит», — отмечает рукодельница.

Художница признается, что картины в технике ниткографики в Казахстане пока не встречала. Возможно, поэтому ее работы пользуются спросом. Казахские мотивы в необычной технике покупают и в других странах.

«Заказывают онлайн, в Швейцарию отправила, Англию, США, Испанию, Татарстан, многие, чтобы подарить, берут. Даже мужчинам дарят. К примеру, для них снежных барсов я создавала четыре раза. Думала, на карантине работы будет мало, но ошиблась. Только в мае я выполнила семь заказов, а с начала года — 20», — говорит Балжан Балташева.

Алматинка планирует не только развиваться в этом направлении, но и в ближайшее время заняться обучением желающих, потому что многие просят ее поделиться опытом.

©Фото из личного архива Балжан Балташевой

Еще новости

Back to top button