На селекторном заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина рассмотрен вопрос развития человеческого капитала для цифровой экономики. О проводимой работе в сфере образования доложил министр образования и науки А. Аймагамбетов, передает Jana-kezen.kz со ссылкой на официальный информационный ресурс Премьер-Министра РК.
Как отметил А. Аймагамбетов, в современном мире человеческий капитал стал главным фактором конкуренции любого государства. В докладе Всемирного экономического форума отмечено, что в будущем 9 из 10 рабочих мест требуют количественных навыков. И к 2030-му году необходимо переобучить не менее 1 млрд человек по всему миру.
В свою очередь, согласно прогнозам McKinsey, к 2030 году потребность в цифровых навыках будет возрастать не менее чем на 55%. В докладе ОЭСР приводится предположение, что более 32% рабочих мест будет кардинально преобразовано в результате цифровизации. При этом речь идет не только о компьютерной грамотности, но и о передовых цифровых компетенциях.
По словам министра, в течение нескольких лет Казахстан участвовал в международных исследованиях в области образования, где было выявлено, что высокий уровень «гаджетизации» в стране не окажет существенного влияния на высокий уровень цифровых навыков.
Согласно исследованию ICILS, более 54% учащихся 14 лет находятся на низком уровне цифровой грамотности. В соответствии с исследованием PIAAC, только 5 граждан в возрасте от 6 до 34 лет имеют хороший уровень цифровых навыков.
Однако, как отметил А. Аймагамбетов, человеческий капитал, необходимый для цифровой экономики не требует только этой цифровой компетенции.
«В дополнение к цифровой компетенции для человеческого капитала необходимо развивать soft skills, которые представляют собой функциональную грамотность, критическое мышление, креативность, умение читать и анализировать. Главные шаги в этом направлении мы начали», — сказал министр образования и науки.
С 2016 года в школах внедряются новые образовательные программы, предусматривающие развитие функциональной грамотности. В следующем учебном году завершается переход школ на новые программы.
Следующим шагом является внедрение цифровых компетенций на всех уровнях образования.
Перед Министерством стоят такие задачи, как подготовка специалистов отрасли ИТ в соответствии с мировыми стандартами, обучение и переподготовка специалистов других отраслей с охватом цифровой составляющей и предоставление базовой цифровой грамотности всем гражданам.
«В этой связи, в соответствии с поручениями Главы государства, мы предлагаем реализовать масштабный проект «Цифровое образование». Проект включает три основных направления. Это базовые цифровые компетенции, подготовка специализированных ИТ-кадров и работников других отраслей в сочетании с ИТ -компетенцией. В результате этого проекта будут выведены новые специалисты с глубокими ИТ- знаниями», — сообщил А. Аймагамбетов.
В рамках данного проекта ежегодно будут выпускаться более 400 тысяч кадров «цифровой компетенции». Таким образом, к 2030 году учебные заведения всех уровней будут готовить более 3 млн специалистов новой формации.
По словам министра, в среднем образовании до 2013 года предмет информационных технологий начинался с 7-го класса и состоял из устаревшего содержания, затем был спущен в 5-й класс. В этих программах чаще всего использование компьютера, освоение офисных приложений требовало простейших навыков и обновлений. Поэтому теперь с 2021 года предмет цифровой грамотности вводится с 1 класса. Дети изучают алгоритм, информационную гигиену и безопасность, начиная с 3 класса — язык кодирования Scratch, основы STEM, 3д-принтинга, робототехники.
Кроме того, изучаются операционные системы IOS, Android, а также языки программирования Python, с++. Для этого в областных центрах страны открыто 25 новых специальных IT – лицеев, организовано 447 лабораторий STEM и около 2 тысяч кабинетов робототехники.
Вместе с тем, во дворцах школьников открыты более 560 детских технопарков и кабинетов робототехники.
«Во внеурочных кружках дети учатся программировать роботов, читать 3D-printing. Тем не менее, считаю, что их пока еще недостаточно. Педагоги также будут проходить курсы повышения ИТ-грамотности. В частности, важно, чтобы учителя, преподающие ИТ, прошли обучение по робототехнике и программированию», — сказал министр.
К тому же, в колледжах увеличивается объем госзаказа по ИТ- специальностям. В рамках нового проекта в каждой области будет открыт центр ИТ-компетентности. Центры организуют методическую, аналитическую, тренировочную работу для реализации международных стандартов WorldSkills.
«В этом году с нового учебного года на базе ведущих колледжей, осуществляющих подготовку специалистов для цифровой отрасли, будут внедрены 31 новые программы», — проинформировал глава ведомства.
Кроме того, в системе высшего образования по специальности ИТ обучаются более 51 тыс. студентов. Ежегодно увеличивается объем госзаказа. На основе 326 профессиональных стандартов обновлены 95% программы по ИТ-направлению.
«Теперь, начиная с сентября т.г., будут внесены несколько изменений. Благодаря сокращению требований появилась возможность привлекать специалистов на производстве, в то же время были смягчены требования по ученой степени и теперь квалифицированные специалисты ИТ-отрасли будут обучаться в университетах и привлекаться к широкому кругу», — сказал А. Аймагамбетов.
Как подчеркнул министр, большие изменения были внесены в образовательные программы. С 2019 года университетам предоставлена академическая свобода. Теперь в рамках данного проекта с нового учебного года будет внедрена 91 инновационная программа.
Например появились такие новые программы как:
- Анализ больших данных
- Кибербезопасность
- Робототехнические системы
- Искусственный интеллект (VR/AR).
Для специалистов по междисциплинарным программам: «цифровая криминалистика, аддитивные технологии в медицине», «BIM-технологии в проектировании», «Точное земледелие».
«На основе международного опыта осуществляются массовые открытые онлайн-курсы. Они идеально подходят для получения совершенно доступных и быстрых новых навыков. Создан «Открытый университет Казахстана», который является онлайн-платформой для обучения бесплатными онлайн-курсами. На сегодняшний день на эту платформу будет добавлено 63 высших учебных заведения. В сфере науки также реализуются 49 научных проектов по данным ИТ-технологиям. Для осуществления этих работ необходима инфраструктура. Например, исследование PISA показывает, что наличие компьютеров, подключенных к интернету, увеличивает результаты учащихся на 20 баллов», — резюмировал министр образования и науки.