EducationБасты

В 2022 году количество грантов в Казахстане увеличилось на 31 тыс. — МОН РК

На очередном заседании Правительства под председательством Премьер-Министра РК рассмотрен вопрос обеспечения отраслей экономики квалифицированными кадрами, сообщает пресс-служба Премьер-Министра РК.

Как отметил Асхат Аймагамбетов, качественная подготовка кадров напрямую зависит от совместной и системной работы государственных организаций, учебных заведений и работодателей.

«Например, если Министерство труда ответит на вопрос, какие и сколько специалистов необходимо, какими должны быть их компетенции, что должен знать специалист и как мы докажем его компетентность, то наше министерство включит эти необходимые и ожидаемые навыки в конкретные учебные программы, предоставит госзаказ и проведет конкретное обучение. Кроме того, в этой работе должны участвовать Палата «Атамекен» и работодатели, заказывая кадры, устанавливая профессиональные стандарты, определяя квалификацию готового специалиста, разрабатывая программы. Особое место в работе занимают и местные акиматы», — пояснил министр образования и науки.

В среднем, в Казахстане ежегодно 300 тыс. студентов выходят на рынок труда.

Для качественной подготовки кадров работа ведется по 6 основным направлениям:

  • расширение доступа к образованию;
  • расширение академической свободы и совершенствование менеджмента;
  • обновление образовательных программ и открытие новых;
  • привлечение работодателей к подготовке кадров;
  • повышение потенциала вузов и колледжей;
  • улучшение системы обеспечения качества.

За последние несколько лет в РК количество грантов увеличилось в два раза. В этом году было предусмотрено более 73 тыс. грантов. Стипендии студентов также удвоились.

«Мы перевели Единое национальное тестирование в цифровой формат и внедрили возможность сдачи 4 раза в год. Кроме того, абитуриенты 11 классов теперь могут поступить на обучение с января месяца. Требование также было усилено. Пороговый балл по педагогическим направлениям повысился до 75 баллов, по медицинским — до 70 и по юридическим — до 75. По поручению президента увеличена доля грантов на технические специальности с 40 до 60%», — сообщил министр образования и науки.

Что касается колледжей, то количество учебных грантов ежегодно увеличивается. В этом году их количество выросло на 31 тыс., из них 70% отдается техническим специальностям.

«Мы отменили экзамены, чтобы расширить доступ к колледжам. А для малообеспеченных семей введена специальная квота. Гранты будут присуждаться колледжу по выбору абитуриента, что повысит их конкурентоспособность. Главный вопрос – соответствие данных знаний требованиям рынка. Что для этого нужно? Главное условие – академическая самостоятельность. От этого вопроса зависит качество», — сказал министр образования и науки.

Теперь университетам предоставляется академическая самостоятельность, они разрабатывают образовательные программы в соответствии с профессиональными стандартами или требованиями рынка. То есть уже не государство, а сам работодатель регулирует эти программы.

«Проблема в том, что рынку не хватает профессиональных стандартов, которые определяют, какие навыки ему нужны. Колледжам предоставляется академическая самостоятельность. До этого студенты долго учились (2-4 года), требования работодателей полностью игнорировались, предметы, изученные в школе, повторялись, могли получить только одну квалификацию. Теперь колледжам предоставлена возможность самостоятельно разрабатывать образовательные программы на основе профессиональных стандартов, а также самостоятельно определять сроки обучения. Специалист должен будет получить не только одну, но и три квалификации», — сказал министр Аймагамбетов.

По словам главы ведомства, жизнь не стоит на месте, исчезнут устаревшие специальности и откроются новые. Приостановлена подготовка по почти 50 старым специальностям.

Еще одним условием обеспечения качества является обновление образовательных программ. По подготовленным профессиональным стандартам в университетах обновлено более 4 тыс. программ. К примеру, внедрены 269 новых программ, включая такие направления как искусственный интеллект, IT-медицина, цифровая юриспруденция. В колледжах эта работа активно реализуется.

«Мы впервые внедряем прикладной бакалавриат на уровне высшего образования в пилотном режиме. Данная мера позволяет в короткие сроки подготовить специалиста-практика в течение 2-2,5 лет. В рамках принципов обучения на протяжении всей жизни мы даем возможность распознавать результаты неформального образования, получать микроквалификации», — сказал А. Аймагамбетов.

По словам министра образования и науки, для того, чтобы стать качественным специалистом, важно обучение в сочетании с практикой, то есть дуальное обучение. Требования со стороны предприятий, такие как минимальная заработная плата, назначение наставников, обеспечение специальной одеждой, тормозили их деятельность.

«Мы поэтапно решаем эти вопросы. Например, минимальная заработная плата исключена, а зарплата наставника предусмотрена из бюджета. Сейчас мы занимаемся решением вопроса возмещения затрат на обучение, страхование студентов и спецодежду», — проинформировал глава ведомства.

Следующим направлением является работа крупных предприятий по шефству над колледжами. К примеру, над колледжами шефствовали такие предприятия как «Казцинк», «СарыаркаАвтоПром», Донской горно-обогатительный комбинат, Altyntau Kokshetaу. Они должны участвовать в работе по обновлению программ, дуальному обучению, укреплению материальной базы.

«Также мы запустили еще один пилот. Это привлечение предприятий к подготовке их кадров путем их целевого заказа. В этом году мы предоставим им целевой грант в 20 тыс. Компании сами выбирают студентов, а затем выбирают место учебы, но гарантируют трудоустройство, дуальное обучение и стажировку этих выпускников» — отметил А. Аймагамбетов.

В целях повышения конкурентоспособности высших учебных заведений действует программа развития центров академического превосходства на базе 20 вузов. Планируется преобразовать три вуза в исследовательские университеты.

«Президент поручил открыть не менее 5 филиалов зарубежных вузов. Сегодня в стране открылся филиал университета Le Montfort Leicester. Он дает британский диплом. Точно так же Университет Козыбаева, один из лучших университетов мира, предлагает программы Университета Аризоны. Также ведутся переговоры об открытии филиалов ведущих зарубежных технических вузов в Алматы и Атырау», — сообщил министр образования и науки.

Контроль качества осуществляется по двум направлениям.

1) закрытие некачественных высших учебных заведений или колледжей и лишение их лицензии;

2) профилирование высшего учебного заведения или колледжа, возврат приложений к лицензии, не соответствующих профилю и не пользующихся спросом.

Стоит отметить, что на сегодня полностью закрыты 15 вузов и 31 колледж. Еще 4 вуза и 29 колледжей находятся на стадии закрытия. Отозваны лицензии 61 вуза по 500 направлениям и лицензии 2200 направлений 375 колледжей. Ведется работа по возврату лицензий, не соответствующих профилю еще 15 вузов и 47 колледжей.

Например, количество вузов, готовящих педагогов, сократилось с 86 до 50, юристов — с 72 до 61.

«Мы внесли изменения в университеты по привлечению специалистов-практиков. К примеру, снижены требования к IT-сфере, туризму, аудиту по ученой степени. Также усилена ответственность аккредитационных органов. Аккредитационные органы, прошедшие аккредитацию некачественных вузов, будут исключены из реестра», — подчеркнул А. Аймагамбетов.

Отметим, что по итогам чемпионата WorldSkills по колледжам Казахстан поднялся с 50 места до 14-го среди более чем 60 стран-участниц. В международном рейтинге QS в 2016 году было всего 8 университетов, на сегодняшний день — 14 вузов. Три высших учебных заведения входят в престижный рейтинг Times Higher Education.

В вопросе подготовки кадров есть и проблемные вопросы. Это недостаточное развитие системы сертификации. Вот основные моменты:

  • отсутствие центров подтверждения квалификации и сертификации;
  • профессиональные стандарты не охватывают все специальности и не учитывают новые квалификации;
  • низкая заинтересованность предприятий в совместной разработке образовательных программ, предоставлении баз практики.

Также недостаточное финансирование:

  • низкая стоимость подготовки одного специалиста с техническим и профессиональным образованием;
  • отсутствие финансирования новых проектов.

Еще новости

Back to top button