На брифинге в СЦК министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов рассказал о ключевых направлениях национального проекта «Качественное образование «Образованная нация», сообщает пресс-служба Премьер-Министра РК.
По поручению Главы государства осуществлен переход от государственных программ к формату национальных проектов. В национальном проекте «Качественное образование «Образованная нация» сохранена преемственность с госпрограммой по вопросам, требующим незамедлительных решений и направленным на обеспечение потребности населения.
«Когда мы говорим о национальном проекте «Качественное образование «Образованная нация», мы должны рассматривать данный документ в целом, в совокупности с концепцией развития образования. Данный документ планируется утвердить до конца текущего года», — сказал А. Аймагамбетов.
По словам министра, согласно нацпроекту, постепенно в стране будет внедряться подушевое финансирование в полнокомплектных сельских школах, будет рассмотрен вопрос повышения оплаты труда педагогов.
Нацпроект состоит из 4 основных направлений, 5 задач, 15 показателей и 26 мероприятий.
«Его особенностью является то, что он сконцентрирован на конкретных и самых важных задачах. Если сравнить с госпрограммой на 2016-2019 годы, то здесь почти в 10 раз меньше мероприятий. Но это не говорит о том, что проблем будет меньше решаться. Просто здесь государство концентрируется на основных достижимых и самых необходимых задачах», — отметил А. Аймагамбетов.
В частности, в нацпроекте нашли свое продолжение такие вопросы, как охват детей дошкольным воспитанием и обучением, сокращение разрыва в качестве обучения между городскими и сельскими школами, строительство школ для решения проблем дефицита ученических мест, создание безопасной и комфортной образовательной среды и др.
Нацпроект также содержит новые инициативы, направленные на реализацию Национального плана развития РК до 2025 года и Предвыборной программы партии Nur Otan «Путь перемен: достойную жизнь каждому!». Нацпроект позволит расширить доступ к получению качественного образования.
В ходе разработки нацпроект обсужден с представителями общественности, экспертами в области образования и отработан со всеми заинтересованными госорганами.
Первая задача — обеспечение доступности и качества дошкольного воспитания и обучения. Для выполнения этой задачи будет продолжена работа по развитию сети дошкольных организаций через размещение госзаказа путем ваучерного финансирования по принципу «деньги за ребенком». В результате к 2025 году охват детей дошкольным образованием в возрасте от 2 до 6 лет достигнет 95%, от 3 до 6 лет – 100%.
Кроме того, в рамках поручения Главы государства во всех дошкольных организациях будет внедрена новая модель развития ребенка. Будет изменен государственный стандарт на основе принципа «обучение через игру».
Вторая задача нацпроекта «Качественное образование «Образованная нация» — повышение качества среднего образования. В частности, сокращение разрыва в качестве обучения между регионами, городскими и сельскими школами (PISA). В рамках Нацпроекта будут приняты комплексные меры по снижению разрыва в качестве знаний учащихся. В рамках Нацпроекта планируется переход на 12-летнее обучение. С этого года планируется размещение госзаказа на дополнительное образование. Этот процесс будет проходить на конкурсной основе и в частных организациях.
Третья задача — обеспечение школ комфортной, безопасной и современной образовательной средой. Для сокращения дефицита ученических мест к 2025 году запланировано строительство 1000 школ. В результате ожидается ликвидация трехсменных и сокращение доли аварийных школ до 0,1%. К 2025 году будут модернизированы 5000 школ в малых городах, районных центрах, селах и созданы безопасные и комфортные условия для обучения детей.
Четвертая задача — обеспечение доступным и качественным техническим и профессиональным образованием. К 2025 году 100% молодежи будут обеспечены бесплатным техническим и профессиональным образованием по востребованным специальностям. В результате увеличения охвата ожидается снижение доли молодежи категории NEET.
Пятая задача — повышение конкурентоспособности казахстанских вузов. В рамка нацпроекта будут созданы 20 центров академического превосходства (15 региональных и 5 педагогических вузов) и 2 передовых вуза по опыту Назарбаев Университета. Вместе с тем, до конца 2025 года планируется открытие 5 филиалов зарубежных вузов, что позволит сократить отток молодежи.
Отвечая на вопросы журналистов, министр образования и науки поделился своим мнением по поводу подготовки детей ко взрослой жизни.
«В рамках школьной программы определенная, в соответствии с возрастом, информация уже заложена. В целом, когда мы говорим об этой теме, мы должны говорить не только о школе, потому что каждый родитель должен также воспитывать и заниматься своими детьми. Этот вопрос очень интимный. Это вопрос взаимодействия родителя с ребенком», — сказал А. Аймагамбетов.
Министр также высказал мнение о том, кто из членов семьи должен говорить с ребенком на такие темы.
«Отец это будет говорить или мать — это зависит от того, какие взаимоотношения в данной семье. В некоторых семьях более близкие отношения у ребенка бывают с отцом, у некоторых с матерью, в соответствии с этим распределяются роли. В целом, разговоры на эту тематику и воспитательная работа должна возлагаться на родителей, это существенный компонент воспитательной работы», — считает министр образования.
А. Аймагамбетов также заявил, что никто не вправе отвлекать детей от учебы, все госслужащие и граждане должны соблюдать нормы закона «О статусе педагога» и не отвлекать учителей от первостепенной их функции — обучение и воспитание детей.
Министр сообщил, что за полтора года за нарушение прав педагогов привлечены к ответственности более 200 разных должностных лиц. Часть из них, по его данным, были уволены, часть — привлечены к административной ответственности, штрафам, а также дисциплинарной ответственности.
«Вот этой непримиримой позиции по исполнению статуса педагога закона о «Статусе педагога» мы будем придерживаться и впредь. Если речь идет о ситуации в городе Семей, мы свою позицию четко изложили, как только эта информация появилась, мы сначала постарались удостовериться, что эта информация соответствует действительности. И когда мы узнали, что такой вопиющий случай имел место быть, мы высказали свою позицию. Мы провели заседание, привлекли сотрудников, которые привлекали учителей к несвойственным функциям, к административной ответственности», — сказал глава Минобразования.
Он добавил, что в дальнейшем необходимо также привлекать к строгой дисциплинарной ответственности тех, кто нарушает права педагогов.
«Мы также направили письма коллегам в регионы, для того, чтобы впредь таких фактов не было. Мы должны понять одно, что есть закон “О статусе педагога”, есть четко описанная норма, которая принята и это закон Республики Казахстан и все государственные служащие и граждане Республики Казахстан обязаны соблюдать данное законодательство. Учитель должен заниматься только учебно-воспитательным процессом. Привлечение его к несвойственной функции должно жестко пресекаться. И мы будем в дальнейшем в соответствии с действующим законодательством привлекать к ответственности, предусмотрена дисциплинарная ответственность, административная ответственность», — сказал министр.
Также глава ведомства подчеркнул, что очень часто директоров школ могут наказать на миллион тенге при зарплате, которая намного ниже.
«Когда речь идет о наказании директоров школ, я занимаю следующую позицию. Наших директоров школ наказывают очень часто и на крупные суммы. Бывает, в месяц одного директора могут наказать на миллион тенге. При этом заработная плата директора, я вас уверяю, намного ниже», — сказал А. Аймагамбетов.
По его словам, сейчас инициировали вопрос: если этот директор школы не имел возможности повлиять на ситуацию, то его не будут наказывать.
Он привел пример, когда видеокамера в школе сгорела, директор сделал заявку, все требования выполнил, но деньги еще не выделили.
«Выделение денег — не его компетенция. Здесь мы считаем, что необходимо наказывать не директора школы, а компетентное лицо. Это было бы справедливо. Но, если деньги выделены, директор закупки своевременно не провел или не организовал эту работу, тем самым не выполнил приказ, то в этом случае — прямая ответственность директоров школ. Скажу вам, что только по камерам видеонаблюдения у нас более 57 директоров школ были наказаны», — объяснил глава МОН.