Министерство финансов РК совместно с заинтересованными государственными органами реализует план мероприятий по противодействию теневой экономике. Об этом доложил министр финансов Ерулан Жамаубаев на заседании Правительства, прошедшем под председательством Премьер-Министра РК Аскара Мамина, сообщает пресс-служба Премьер-Министра.
Так, среди мер по увеличению доходов бюджета на 2021-2022 гг. были перечислены следующие:
- реализация плана мероприятий по противодействию теневой экономике и нелегальному торговому обороту на границах государства;
- совершенствование национальной системы прослеживаемости товаров;
- модернизация таможенной инфраструктуры с внедрением цифровых решений;
- расширение пилота по горизонтальному мониторингу крупного бизнеса;
- усиление взаимодействия с иностранными налоговыми администрациями;
- совершенствование законодательства о трансфертном ценообразовании;
- рассмотрение вопроса отмены моратория на проведение проверок по недобросовестным субъектам микро- и малого бизнеса.
В рамках поручения о разработке Концепции по управлению государственным и квазигосударственным долгом мероприятия будут скоординированы с учетом уже проводимой госорганами работы.
В качестве основных подходов Концепции предлагается определить следующие меры:
- поэтапное снижение дефицита РБ для ограничения роста государственного долга и его поддержания на безопасном уровне;
- установление ключевых показателей устойчивости долга;
- тщательный отбор проектов для достижения максимального экономического эффекта и др.
Министерством усилен контроль за своевременным исполнением Комплексного плана приватизации на 2021-2025 гг.
Для этого выработаны подходы к реализации объектов, согласно которым 50% объектов должно быть выставлено в текущем году, 30% – в 2022 году и по 10% – в 2023 и 2024 годах.
Кроме того, разработаны и внесены в Реестр госимущества Дорожные карты реализации по каждому объекту Комплексного плана.
В свою очередь, в целях усиления ответственности за реализацию плана приватизации, при оценке деятельности акиматов, национальных управляющих холдингов и компаний, предлагается учитывать его исполнение. Предлагаемые меры позволят к концу 2025 года сократить долю участия государства в экономике до 14% к ВВП.
«Наряду с этим, предлагается нормативно предусмотреть ответственность первых руководителей компаний квазигосударственного сектора. Ответственность будет предусмотрена за недостижение стратегических показателей в планах развития, в том числе за допущение убытков компаний квазигоссектора», — отметил министр финансов.
Будет продолжена работа по развитию информационной системы государственного планирования. В рамках проекта будет реализован модуль «Государственные инвестиционные проекты», который предназначен для формирования и согласования с госорганами проектной документации государственных инвестиционных проектов.
Для автоматического формирования планов госзакупок будет реализована интеграция информационной системы госпланирования с порталом госзакупок.
Помимо этого, по данным госзакупок планируется определять медианные цены и реализовать справочник нормативов затрат. На основании этих данных в системе планируется настроить форматно-логический контроль.
Для эффективности планирования и использования средств администраторами бюджетных программ необходимо использовать результаты системы «Мониторинг эффективности мер государственной поддержки». В Минфине полагают, что одним из наиболее действенных механизмов контроля за объемами и эффективностью государственных расходов является обеспечение оперативного бюджетного мониторинга. Он направлен на достижение прямого и конечного результата, предусмотренных в стратегических и программных документах. Это позволит своевременно принять управленческие решения, включая необходимые меры по недопущению нарушений.
«В целях распространения новых практик бюджетирования по участию населения в управлении и контроле за государственными финансами будут внесены соответствующие поправки в нормативные правовые акты. Поправки позволят увеличить долю «народного участия» в бюджете на благоустройство и жилищно-коммунальное хозяйство в 10 раз», — сказал Е. Жамаубаев.
В свою очередь, привлечение населения к процессу принятия бюджетных решений обеспечит:
- прозрачность процесса; укрепит доверие граждан к местной власти;
- повысит информированность и финансовую грамотность населения;
- обеспечит солидарную ответственность за качество и бережную эксплуатацию объектов инфраструктуры.
В связи с этим необходимые средства на реализацию мероприятий Послания Президента будут проработаны совместно с администраторами бюджетных программ.