Актуальность и необходимость разработки специальной развивающей программы для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), обусловлено, во-первых, постоянным увеличением количества детей данной категории в Казахстане, во-вторых, отсутствием отечественных программ для работы с аутичными детьми в специальных и общих организациях образования. В существующих программах специального воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями не учтены специфические особенности психического развития детей с РАС, сообщают специалисты Национального научно-практического центра развития специального и инклюзивного образования.
Разработанная специалистами развивающая программа предназначена для психологов кабинетов психолого-педагогической коррекции и реабилитационных центров, а также для психологов дошкольных, школьных специальных и общих организаций образования, оказывающих индивидуальную (подгрупповую) психологическую помощь детям с аутистическими расстройствами.
Специальная развивающая программа направлена на развитие наиболее важных сторон развития аутичного ребенка – общения, социального взаимодействия и социализации и не преследует цели формирования всех возрастных или академических речевых, когнитивных и других навыков. Главный критерий разработанной программы — эффективность эмоционально-коммуникативного развития, социальной адаптации и социализации в интересах ребёнка с РАС.
Программа состоит из пояснительной записки, клинико-психологической характеристики детей с аутизмом, описания различных вариантов детского аутизма и содержания программы психолого-педагогической работы. Учитывая возраст, специфику и разнообразие детей с РАС (разный уровень развития и восприимчивость к методам обучения, неодинаковые темпы развития, наличие сопутствующих нарушений), а также необходимость вовлечения родителей в психолого-педагогический процесс общая программа развивающей работы включает в себя четыре самостоятельные программы:
— для детей раннего и дошкольного возраста с легкими и умеренными аутистическими расстройствами;
— для детей раннего и дошкольного возраста с тяжелыми аутистическими расстройствами;
— для детей предшкольного и школьного возраста с легкими и умеренными аутистическими расстройствами;
— программу по вовлечению родителей в развивающую работу с ребенком.
Каждая программа имеет свои цели и задачи, последовательность развертывания, этапы, ожидаемые результаты и включает свои методы и приемы психолого-педагогической работы, как индивидуальной, так и групповой (подгрупповой). Программа будет способствовать развитию у детей с аутизмом навыков общения и социального взаимодействия с близкими, взрослыми, сверстниками; формированию различных навыков: речевых, когнитивных, социально-бытовых, усвоению правил социального поведения и включению детей в образовательный процесс в условиях дошкольных и школьных организаций образования. Программа может служить методическим руководством для специалистов, которым предлагаются конкретные рекомендации и указания по проведению развивающей работы с детьми.
Предлагаемая программа содержит основные направления психолого-педагогической работы и описывает многие, однако, не все, используемые в общемировой практике стратегии, методы и приемы развивающей работы с аутичными детьми. Специалисты могут, при наличии соответствующей подготовки, использовать в своей работе другие стратегии, методы или приемы.
Объем учебной нагрузки психологических занятий составляет для детей:
— раннего возраста (0-3 лет) – 2 занятия в неделю по 20-30 мин;
— дошкольного возраста (3 — 6 лет) – 2 занятия в неделю по 35-40 мин;
— школьного возраста (6-18 лет) – 2 занятия в неделю по 35 мин.