Сегодня в СЦК министр энергетики Б. Акчулаков рассказал о реформировании рынка нефтепродуктов. Объем переработки нефти на НПЗ РК за 12 месяцев 2021 года – 17,028 млн тонн, что составляет 107,7 % к аналогичному периоду 2020 года. Об этом сообщает пресс-служба Правительства.
Вместе с тем объем производства нефтепродуктов за 12 месяцев 2021 года составил:
- автобензины – 4 812,8 тыс. тонн или 107,3 % к аналогичному периоду 2020 года;
- дизельное топливо – 4 870,2 тыс. тонн или 107 % к аналогичному периоду 2020 года;
- авиатопливо – 586,5 тыс. тонн или 133,9% к аналогичному периоду 2020 года;
- Мазут – 2 410,4 тыс. тонн или 116,6 % к аналогичному периоду 2020 года.
Планируемый объем переработки нефти на 2022 год составит 17,9 млн тонн, что на 5,1% больше показателей 2021;
- Автобензин – 4 985 тыс. тонн, что на 3,5% больше показателей 2021 года;
- Дизельное топливо – 5 133 тыс. тонн, что на 5,4% больше показателей 2021 года;
- Авиатопливо – 686,7 тыс. тонн, что на 17% больше показателей 2021 года.
Благодаря стабильной работе НПЗ, в настоящий момент сформировались комфортные остатки нефтепродуктов.
По состоянию на 2 февраля т.г. совокупные остатки дизельного топлива составляют 315,4 тыс. тонн (по сравнению с 1 октября остатки увеличились на 113,8 тыс. тонн).
Запасы бензина марки АИ-92 составляют 299,2 тыс. тонн (по сравнению с 1 октября остатки увеличились на 69,7 тыс. тонн).
В соответствии с приказом министра энергетики РК от 6 января 2022 года №2 в Республике Казахстан сроком на 180 дней установлены предельные цены на розничную реализацию нефтепродуктов (с учетом налога на добавленную стоимость) на следующем уровне:
1) бензин марки Аи-92 – 182 тенге за литр;
2) бензин марки Аи-93 – 182 тенге за литр;
3) бензин марки Аи-95 – 215 тенге за литр;
4) дизельное топливо (летнее, межсезонное):
- В Акмолинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Костанайской, Северо-Казахстанской областях – 260 тенге за литр;
- в городах Нур-Султан, Алматы, Шымкент, в Алматинской, Атырауской, Жамбылской, Карагандинской, Мангистауской, Кызылординской, Павлодарской, Туркестанской областях – 230 тенге за литр.
«Что касается механизма ценообразования на нефтепродукты по истечению 180 дней, здесь хотелось бы отметить, что Министерством совместно заинтересованными государственными органами прорабатываются меры о которых, будет сообщено дополнительно», — сказал министр энергетики.
По недопущению дефицитов ГСМ в будущем, Министерством выработаны следующие меры:
- расширение перерабатывающих мощностей на Шымкентском НПЗ;
- переход на увеличенный межремонтный период НПЗ РК;
- создание резервов запасов нефтепродуктов в Республике;
- гармонизация сроков ремонтных работ НПЗ и отгрузок ДТ для СХТП;
- оснащение нефтебаз контрольными приборами учета.
Стоит отметить, что действующая мощность Шымкентского НПЗ составляет 6 млн тонн в год.
Наличие земельных участков на территории НПЗ, налаженная существующая инфраструктура, синергия с действующим производственным комплексом, расположение на растущем рынке потребления позволяют расширить перерабатывающую мощность завода до 9-12 млн тонн в год.
Вместе с тем остаются открытыми следующие вопросы:
- Обеспечение нефтью — без поставок нефти за счет крупных проектов (Тенгиз, Кашаган, Карачаганак) не обойтись.
- Цена на внутреннем рынке — необходимо обеспечение экспортного нетбэка нефти (требование СРП).
- Расширение трубопроводной системы на участках Атырау–Кенкияк (455 км, пропускная способность – 6 млн. тонн) и Кенкияк-Кумколь (794 км, пропускная способность – 10 млн. тонн).
Проведен анализ текущего ремонтного цикла трех НПЗ – совокупное время остановок вторичных процессов переработки на ремонт достигает более 100 дней в год.
Принимаемые меры:
- разработан график ремонтов на пятилетний период, предусматривающий проведение капитального ремонта только одного из трех НПЗ один раз в год, что позволит выровнять объем производства по годам.
- текущие ремонты будут проводиться только по мере необходимости. Наиболее подготовленным заводом является ШНПЗ – рассматривается перенос текущего ремонта на ШНПЗ с 2022 на 2023 год по результатам оценки в середине года.
- оптимизация сроков ремонта (сокращен срок текущего ремонта на ШНПЗ на 5 дней в 2022 году, перенесен капитальный ремонт на ТОО «ПНХЗ» на 2023 год).
- на стадии принятия изменения в приказ № 358 (Об утверждении Правил обеспечения промышленной безопасности при эксплуатации оборудования, работающего под давлением), позволяющие оптимизировать сроки проведения ремонтных работ. Будет проведена оценка оптимизации сроков ремонтов на 2023-2026 годы.
Кроме того, в 1 квартале 2022 г. будет создан резерв по нефтепродуктам на базе АО «НК «КазМунайГаз» в объеме 150 тыс. тонн и на базе АО «КТЖ» в объеме 50 тыс. тонн.
(Справочно: в течение т.г. для стабилизации внутреннего рынка не имелось возможности использовать объемы ГСМ госматрезерва, ввиду их ограниченности (порядка 15 тыс. тонн ДТ).
В целях минимизации эффекта от совпадения сроков проведения ремонтных работ на НПЗ с полевыми работами будут приняты следующие меры:
- отгрузка дизтоплива для нужд сельхозтоваропроизводителей будет осуществляться с февраля 2022 года, т.е. на месяц раньше прежних сроков (объем поставок составляет 800-850 тыс. тонн в год.);
- передвинут срок ремонта ТОО «ПКОП» на ноябрь 2022 года (с возможностью переноса на 2023 год);
- проведение ремонта на ТОО «ПНХЗ» в период с конца июня до середины июля 2022 года (после завершения посевной).
Из-за отсутствия достоверных, автоматически передаваемых данных (т.к. нет КПУ) управление отгрузкой с НПЗ осуществляется «в ручном режиме».
«Подготовлены законодательные изменения по обязательному оснащению всех нефтебаз и топливозаправочных комплексов аэропортов контрольными приборами учета. Необходимо отметить, что данное предложение требует детального обсуждения с бизнес-сообществом, в настоящий момент проходят консультации с KAZENERGY и Казахстанской топливной ассоциацией на предмет минимизации эффектов на бизнес», — сказал Б. Акчулаков.
На сегодняшний день поставщики нефти реализовывают нефтепродукты в адрес конечных реализаторов и оптовых поставщиков.
В настоящее время обсуждается ограничение деятельности непродуктивных посредников через усиление требований к оптовым поставщикам, а именно:
- ограничить норму прибыли;
- в качестве оптовых поставщиков выступают только лица, обладающие нефтебазами на праве собственности, за исключением Единого оператора и оборота авиакеросина (схема по авиатопливообеспечению будет представлена дополнительно).
По биржевой торговле:
- в настоящее время совместно с АЗК прорабатывается вопрос возобновления биржевых торгов с учетом предельных розничных цен;
- кроме того, рассматривается предложение по ограничению круга участников только сетями АЗС со снижением порогов ограничительных требований;
- разбить торговые сессии для крупных и мелких сетей АЗС.
Это позволит АЗС через биржу напрямую покупать ГСМ у ресурсодержатетелей.
Отвечая на вопросы журналистов, министр энергетики сообщил, что будет с ценами на газ по истечении 180 дней.
«Сжиженный газ стоимостью от 50 тенге за литр до 75 тенге в зависимости от регионов. Сегодня в эти 180 дней мы готовим реформирование правил торговли и системы ценообразования по торговле в том числе и сжиженным газом. На наш взгляд, как мы изучили, скорее всего, есть так же, как и в ГСМ, непродуктивные посредники, которые не имеют никаких мощностей, ни заправок, но которые сидят в системе распределения. Останутся те, кто занимается производством газа и продает через систему заправок. Не наполнительные станции, но которые сидят в системе распределения, их, наверное, однозначно мы будем убирать», — пояснил Б. Акчулаков.
Министр энергетики также прокомментировал массовое отключение электроэнергии, с которым 25 января столкнулись жители южных областей Казахстана.
По словам министра, на сегодняшний день продолжается работа комиссии, которая занимается расследованием ситуации.
«Это было экстраординарное событие, которое, наверное, энергетика не припомнит, чтобы такая огромная авария была. Обвинять здесь кого-либо преждевременно, потому что сейчас идет работа комиссии. Это всестороннее рассмотрение всех причин. Могу на этом этапе сказать лишь одно, что это произошло примерно в полдень, в 11.50 по времени Нур-Султана. В Казахстане, к счастью, сработала вся автоматика, что привело к разъединению транзита «Север — Юг» и переходу на изолированную работу ряда станций юга. В принципе, наоборот, хорошо, что автоматика сработала. Это было в первую очередь вызвано с тем, что со стороны наших южных соседей частота сети упала с 50 до 47 герц, что является нестандартным», — сказал глава ведомства.
По словам министра энергетики, в течение четырех часов Казахстан успел восстановить полностью всю систему электроэнергии. Однако результаты расследования будут позже.
«Мы также вошли в течение четырех часов в параллельную работу с Кыргызстаном. Мы являемся частью общего Азиатского кольца. К сожалению, коллеги из Узбекистана долго не могли восстановить. О детальных причинах произошедших аварий в Узбекистане мы тоже не можем сейчас ничего говорить. Можем говорить только о себе, что наша система сработала и показала свою состоятельность, именно автоматика. Сейчас разбираемся, когда результаты будут известны расследования, мы дадим дополнительную информацию», — добавил Б. Акчулаков.
Министр энергетики также прокомментировал вопрос о строительстве АЭС.
«Строительство АЭС — вопрос очень тонкий, поэтому здесь никаких решений в прогнозном балансе до 2035 года нет, будем мы строить или нет. Рассматриваются разные вопросы», — сказал министр энергетики.
Он напомнил, что на сегодняшний день в стране ведется зеленая политика. Как переходное, более чистое топливо используется газ, но в целом рассматриваются разные варианты.
«АЭС – лишь одна из опций, которые могут рассматриваться. Но этот вопрос очень тонкий, он требует максимального изучения, с привлечением общественности в первую очередь», — добавил Б. Акчулаков.