«КазАвтоЖол» и НЦКДА взаимодействуют по новым правилам
Новый регламент взаимодействия дорожных организаций вступил в силу 14 июля 2023 года
В документ включены нормы, определяющие порядок экспертизы качества автодорог. Поправки направлены на оптимизацию процедур проверки качества выполняемых работ на объектах строительства.
Изменения основаны на результатах проверки автодорожной отрасли, проведенной Генеральной прокуратурой по поручению Президента К.Токаева.
Тогда были выявлены случаи, когда вместо отрицательных протоколов испытания проб дорожно-строительных материалов, выданных НЦКДА, подрядные организации представляли положительные заключения частных аккредитованных лабораторий.
В последние 2 года такие лаборатории выдали порядка 800 положительных заключений по качеству дорожно-строительных материалов, которые противоречат результатам испытаний Центра качества.
По итогам проверок первый заместитель Премьер-Министра РК Р.Скляр и генеральный прокурор Б.Асылов утвердили Дорожную карту по дальнейшей модернизации и реформированию автодорожной отрасли, в которой предложено исключить практику использования заключений частных лабораторий для предотвращения серьезных ошибок.
В рамках доркарты утвержден регламент, раскрывающий суть действующих Правил организации производства экспертизы качества работ и материалов, утвержденных МИИР РК в 2015 году.
Новый Регламент позволил четко урегулировать все упущения. Отныне подрядная организация в случае несогласия с отрицательным заключением НЦКДА вправе инициировать повторное комиссионное испытание с участием всех представителей заинтересованных сторон. Оно может проводиться как в лаборатории Центра качества, так и в любых аккредитованных лабораториях, но с обязательным участием представителя НЦКДА.
Стоит подчеркнуть, что новый регламент не препятствует работе частных лабораторий по испытанию дорожно-строительных материалов. Законодательство Казахстана четко разграничивает деятельность НЦКДА и субъектов частного предпринимательства, поэтому новые отраслевые нормы не создают условия для монополизации рынка.