В авиации нет авторитетов, и это вопрос безопасности: Ербол Оспанов завершил свою трудовую карьеру
Ветеран авиации рассказал журналистам историю одного полета с Нурсултаном Назарбаевым и Касым-Жомартом Токаевым.
5 июня командир воздушного судна Ербол Оспанов завершил свою трудовую карьеру, выполнив грузовой рейс по направлению «Лондон-Алматы», сообщает zakon.kz.
9 июня Ерболу Абылаевичу исполняется 65 лет, в связи с чем он уходит на заслуженный отдых, налетав за свою карьеру 21 тысячу часов. Руководство авиакомпании и аэропорта Алматы поблагодарило командира за вклад в развитие авиации и вручило памятный подарок – модель самолета Boeing 767.
На торжественном мероприятии присутствовали президент авиакомпании Питер Фостер, родные пилота и журналисты.
В поздравительной речи Питер Фостер отметил, что вклад Ербола Абылаевича в обеспечение безопасности полетов и развитие авиации Казахстана неоценим.
«От имени руководства авиакомпании Air Astana, акционеров и сотрудников благодарю Ербола Оспанова за значительный вклад в развитие компании, высокий уровень профессионализма и преданность общему делу. Будучи одним из первых пилотов Казахстана, управляющих современными авиалайнерами концерна Boeing, он способствовал становлению Air Astana, как ведущей авиакомпании Центральной Азии», — сказал Питер Фостер.
Сам Ербол Абылаевич признался, что ему очень приятна эта встреча, на которой присутствовали его коллеги, друзья, родные и президент авиакомпании, в которой он проработал почти треть своего стажа.
«Сегодня заканчивается моя карьера командира воздушного судна коммерческой авиации. Это незыблемое правило – вы знаете, в авиации нет авторитетов, и это вопрос безопасности. За мной вы видите Boeing 676-300, который был переделан в грузовой самолет. Самое любопытное, что мой первый полет в 1972 году тоже был на грузовом самолете Ан-2. Это весьма символично».Ербол Оспанов в свой крайний полет доставил гуманитарный груз в Лондон – 3 миллиона масок и аппараты ИВЛ. В 1972 году он доставил вакцины в Маркаколь в Восточно-Казахстанской области.
Также ветеран авиации рассказал журналистам историю одного полета с Нурсултаном Назарбаевым и Касым-Жомартом Токаевым.
«Была середина апреля 1995 года — первый государственный визит Елбасы в Южную Корею. Пролетая над Китаем мне был поручено отправить поздравительную телеграмму от Назарбаева председателю госсовета Китая. Когда меня вызвали в кабинет к президенту, рядом сидел господин Токаев — он тогда был министром иностранных дел. Касым-Жомарт Кемелевич перевел телеграмму на английский язык», — начал рассказ Ербол Абылаевич.
Пилот начал зачитывать телеграмму диспетчеру управления воздушного движения Китая, однако он не смог принять его – он не понял английского языка.
Делали много попыток, у нас был в экипаже даже один американец, который попытался прочитать телеграмму. Однако все время китайцы не могли принять телеграмму. Пролетели половину Китая, и телеграмма никак не могла попасть по назначению.
Ербол Оспанов подошел к Касым-Жомарту Токаеву и рассказал о проблеме. Пилот предложил поменять текст телеграммы.
«Он говорит, что это официальный текст телеграммы, и его нельзя поменять. Я пригласил его в кабину пилота, он надел наушники и сам начал читать телеграмму. В зоне Пекина ее приняли, и мы получили обратное поздравления от руководства Китая. Вот такой вот яркий полет получился, когда господин Токаев немного поработал бортрадистом», — вспомнил Оспанов.По словам Оспанова, Нурсултан Назарбаев – дисциплинированный и ответственный пассажир. Во время полетов он много работал в специально оборудованном кабинете. Иногда заглядывал в кабину пилотов, спрашивал и интересовался о профессии.
Ербол Абылаевич отметил, что продолжит работу в авиации. По наступлению 65 лет, это требование ИКАО, пилотам запрещается быть командирами на воздушных суднах регулярных пассажирских перевозок.
«Я могу продолжать полеты на частных, на грузовых и чартерных рейсах», — отметил Оспанов.Тем не менее, дело Оспанова продолжает жить — его сын пошел по стопам отца.
Ербол Оспанов родился 9 июня 1955 года в Усть-Каменогорске. Начал обучаться летной профессии в качестве кадетского офицера Краснокутской летной школы в 1972 году в России. В 1985 году он окончил командный факультет Академии гражданской авиации в Ленинграде, получив квалификацию инженера-пилота. В 2002 году получил степень бакалавра права юридического факультета Казахского национального университета имени Аль-Фараби.
В авиации Ербол Абылаевич почти 50 лет и имеет действующие свидетельства пилота США и Канады, пройдя обучение в Шеффилдской школе аэронавтики и канадских авиакомпаниях.
С 1992 по 2009 год – шеф пилот флота Президента Республики Казахстан. В авиакомпании Air Astana он начал работать в 2005 году в качестве командира-инструктора Boeing 757/767. Занимал позицию старшего вице-президента авиакомпании по правительственным, законодательным вопросам и безопасности.