Бахыт Султанов подвел итоги года: Несмотря на коронакризисные препятствия, у нас получились хорошие результаты
В наступающем году Казахстану перейдет председательствование в органах Евразийского экономического союза. Это даст нам возможность развивать актуальные вопросы и в целом продвигать свою интеграционную повестку. Об этом сообщили в Министерстве торговли и интеграции РК, подводя итоги 2020 года, передает Jana-kezen.kz
«Я уже не раз говорил, что региональная торговля в ЕАЭС занимает недостаточный уровень. А с коронакризисом снизилась еще больше. Внутренний товарооборот с партнерами по Евразийскому союзу сократился на 11,6%», — отметил министр торговли и интеграции Бахыт Султанов.
По его словам, отчасти, причиной невысоких оборотов являются торговые барьеры. В этом году министерству удалось устранить 8 из них. Например, снят запрет доступа на рынок РФ наших вет.препаратов и дополнительные требования Москвы по транспортировке пищевой продукции. Удалось открыть доступ казахстанским промтоварам к госзакупкам в России и отменить практику региональной сертификации в некоторых российских округах.
Также министерству удалось добиться внедрения механизма ежемесячного рассмотрения Советом Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) наиболее чувствительных препятствий.
«Буквально сегодня я защитил в мажилисе ратификацию Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе. Работа по блоку этих поправок велась больше 4 лет. И огромный пласт их касается обеспечения равных условий бизнеса на рынках соседей. Например, теперь ЕЭК, если выявит нарушение условий конкуренции, то оперативно предупреждает субъекта рынка. И у предпринимателя появляется шанс быстро исправиться и избежать высоких штрафов за антиконкурентную практику. Это так называемое «мягкое» право», — сообщил министр.
Как отметил глава ведомства, важнейшим достижением уходящего года стало утверждение главами государств Евразийского союза Стратегических направлений развития ЕАЭС до 2025 года. Изначально предполагалось, что президенты подпишут документ на онлайн-саммите в мае. Но в проекте еще было так много «сырых» моментов, с которыми Казахстан был не согласен, что по предложению Касым-Жомарта Кемелевича Токаева все 5 стран еще полгода «шлифовали» документ. И министерство добилось принятия Стратегии в нужном нам формате: исключили 246 мероприятий, противоречащих национальным интересам, и добилось включения 106 мероприятий и инициатив «нужного нам содержания».
«Принципиальной позицией Казахстана, которую мы отстояли, было суверенное право проведения каждой страной собственной денежно-кредитной политики, включая налоговую, промышленную, аграрную и визовую. Мы выступили категорическими противниками (и нам удалось отстоять нашу позицию) выступления стран-участниц ЕАЭС единым фронтом в отношениях с внешним миром. Казахстан – страна суверенная. И участие в процессах экономической интеграции не будет ни в коей мере ограничивать наше право вести собственную политику с другими государствами. Без согласования с кем-либо», — проинформировал Бахыт Султанов.
«Про третьи страны разговор отдельный. Сегодня мажилис одобрил ратификацию Соглашения о свободной торговле Евразийского союза с Сербией. В двустороннем порядке у нас, Белоруссии и России с Белградом уже действует зона свободной торговли. Теперь расширяем этот порядок и на другие страны Союза», — написал глава ведомства.
Теперь мы сможем беспошлинно поставлять в Сербию еще и сыр, алкогольные напитки и сигареты. Кстати, потенциал наращивания казахстанского экспорта в эту страну оценивается в $250 млн. Это товары нефтехимической, химической, металлургической, машиностроительной, пищевой отраслей промышленности и стройматериалы.
«В уходящем году приступили к изучению вопроса о целесообразности заключения аналогичных соглашений с Монголией и Индонезией. Наш потенциал наращивания торговли в случае заключения соглашений с Монголией – $220 млн., с Индонезией – $525 млн», — отметил министр торговли.
Ведутся переговоры о свободной торговле с Египтом, Израилем, Индией. Уже определили перечень изъятий и сформировали перечень товаров экспортного интереса.
«По нашим расчетам, при заключении соглашений только с этими тремя странами мы сможем нарастить наш товарооборот на $800 млн. В том числе, за счет наращивания экспорта изделий из металла, продуктов неорганической химии, машин, оборудования, табачных изделий, пищевой продукции и многого другого. У Казахстана есть возможность только в Индию нарастить экспорт на более, чем 1800 видов товаров (в том числе 239 сельскохозяйственных и 1646 промышленных товаров).
В общем, несмотря на коронакризисные препятствия, у нас получились хорошие результаты», — заключил Бахыт Султанов.
Также он отметил, что в следующем году министерство продолжит работу «по всем фронтам».