Депутаты нашли противоречия в Налоговом кодексе
Депутат Мажилиса Парламента РК Дания Еспаева заявила о некоторых противоречиях в Налоговом кодексе страны, передает корреспондент МИА «Казинформ».
«Демократическая партия Казахстана «Ак жол», начиная с 2011 года, неоднократно поднимала вопрос о необходимости сокращения срока исковой давности по налоговым обязательствам с 5 до 3 лет. На эти требования Правительство неизменно отвечало отказом, в результате чего пятилетний срок позволял налоговикам задним числом начислять штрафы и пеню в сопоставимом объеме, а иногда и больше, чем сумма доначисленных налогов, что ставило действующие предприятия на грань разорения. Тем не менее, с 1 января 2018 года, как было отмечено в ответе предыдущего Премьер-Министра с учетом предложений фракции «Ак жол» в Налоговый кодекс были внесены поправки о сокращении сроков исковой давности по налоговым спорам с 5 до 3 лет. Это решение было с радостью воспринято бизнес-сообществом», — сказала Дания Еспаева в депутатском запросе на пленарном заседании Мажилиса.
Однако, по ее словам, фискальным органом не оставляются попытки продолжить практику искусственного завышения штрафов с предпринимателей.
«Так, на электронном портале Правительства опубликован ответ председателя Комитета госдоходов Министерства финансов РК о применении сроков исковой давности по налоговым обязательствам, из которого следует, что срок исковой давности 3 года будет применяться по налоговым обязательствам и требованиям, возникшим с 1 января 2020 года. Комитет госдоходов считает, что срок исковой давности по отношению к возникшим до 1 января 2020 года составляет 5 лет. А срок исковой давности 3 года будет применяться только по налоговым обязательствам и требованиям, возникшим с 1 января 2020», — отметила депутат.
Она подчеркнула, что фракция «Ак жол» не согласна с такой трактовкой.
«Позиция налоговых органов прямо противоречит налоговому законодательству. Согласно действующей редакции статьи 48 Налогового кодекса, с 1 января срок исковой давности составляет 3 года. Исключение составляют налоплательщики, подлежащие налоговому мониторингу, а также осуществляющие деятельность в соответствии с контрактом налогопользования, для которых срок исковой давности составляет 5 лет. В статье 11 Закона о правовых актах предусмотрено, что все НПА имеют прямое действие, если мы не говорим о самих НПА или об актах, о введении в действие», — объяснила мажилисвумен.
При этом, констатировала Д. Еспаева, ни сам Налоговый кодекс, ни иной НПА не содержит указаний, что новая редакция статьи 48 Налогового кодекса применяется к отношениям, возникшим, после 1 января 2020 года.
В связи с этим, депутаты просят первого заместителя Премьер-Министра РК Алихана Смаилова поручить Комитету госдоходов Министерства финансов РК отказаться от попыток пересмотра ранее установленного Налоговым кодексом 3-летнего срока исковой давности, а также официально подтвердить, что с 1 января этого года 3-летний срок исковой давности распространяется на налоговые обязательства, возникшие и до 1 января т.г.