Представители АО «Жасыл даму», Минэкологии, геологии и природных ресурсов и Мининдустрии и инфраструктурного развития приняли участие в брифинге на площадке СЦК при Президенте РК, посвященном разъяснению мер по снижению утилизационных платежей, сообщает пресс-служба МИИР РК.
В ходе мероприятия вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Марат Карабаев отметил, что Правительством РК в соответствии с поручением Главы государства и на основе результатов рабочих групп по пересмотру ставок утилизационного платежа принято решение об обнулении утильсбора на кабельно-проводниковую продукцию и на рекреационную технику — квадроциклы, снегоходы и болотоходы, в связи с отсутствием собственного производства в стране.
Аналогичное решение в целях поддержки отрасли международных перевозок и улучшения транзитного потенциала Казахстана предлагается принять по седельным тягачам.
По ставкам на автотранспортную и сельскохозяйственную технику ситуация несколько иная. В связи с тем, что в стране уже есть собственные предприятия, занимающиеся производством техники крупноузловым и мелкоузловым методами, утильсбор в настоящее время является инструментом защиты внутреннего рынка. Это не уникальный для международной практики прецедент, так как в мире применяются различные методы защиты собственного рынка: от полного запрета импорта до ограничительных мер в виде увеличенной таможенной пошлины или экосбора.
Введение утильсбора в 2016 году позволило привлечь ряд новых крупных иностранных инвесторов, среди которых стоит отдельно отметить реализуемые проекты по производству автомобилей Hyundai, Chevrolet, KIA и JAC, компонентов КамАЗ, тракторов марки Кировец и сельхозтехники мирового бренда CLAAS.
Так, c 2024 года в Костанае будут производиться литые детали двигателя (блоки, головки блоков), литые балки моста и главные передачи ведущих мостов, которые будут поставляться на главный конвейер в Набережных Челнах. Таким образом, в каждом выпущенном автомобиле КамАЗ будет 11% комплектующих, произведенных в Казахстане.
По трактору Кировец на сегодняшний день уже освоено экспортоориентированное производство пластиковых деталей и навесного оборудования, планируется и дальнейшая локализация комплектующих.
На сегодняшний день техника CLAAS собирается пока в крупном узле. Однако компания предоставила Казахстану всю технологическую документацию для реализации пятилетнего плана по развитию локализации компонентов и готова в кратчайшие сроки провести сертификацию выпущенных в Казахстане деталей.
В связи с этим ставки утилизационного платежа решено сохранить на уровне 50% от действующих.
«Существует миф, что утильсбор введен для прямой поддержки автопрома. Якобы из аккумулируемых средств выплачиваются некие субсидии отечественным заводам. Это не правда. Деньги, которые получают производители, в действительности являются их же собственными средствами, ранее выплаченными в качестве утилизационной пошлины. Это требование ВТО: производитель обязан, как и импортеры, заплатить утильсбор. Но, затем уплаченные деньги он получает обратно. Это сделано для того, чтобы цена автомобиля, произведенного в стране, не увеличилась для потребителя», пояснил М.Карабаев.
По его словам, новые автомобили, комбайны и тракторы, производимые в Казахстане, продаются без утильсбора в цене.